Возрастные особенности

 

Возрастные особенности


«Возрастные особенности развития детей 4 – 5 лет»

     Детям исполнилось 4 года, они перешли в среднюю группу. Мы замечаем в их поведении и деятельности много новых черт, которые проявились в интеллектуальном, физическом и эмоциональном развитии. Что же меняется в наших детях в возрасте 4-5 лет?

     Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру. 

В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:

·        Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

·        Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.

·        Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

·        Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.

·        Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

·        Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

 

      Математика
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:

1. Ребенок может уметь определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.

2. Ребенок может знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник)

3. Ребенок может считать  до 5, правильно пользоваться количественным и порядковым счётом,

4 Ребенок знакомится с графическим образом числа.

5. Ребенок может уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.

6. Ребенок может уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше - меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.

     Развитие мышления, памяти, внимания

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:

1. Ребенок может уметь находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками).

2. Ребенок может уметь складывать по образцу постройки из конструктора.

3. Ребенок может уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.

4. Ребенок может уметь,  не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.

5. Ребенок может уметь называть обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза-домашние животные; зима, лето, весна - времена года). Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету.

6. Ребенок может уметь отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом кататься на санках? Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего нужны окна и двери в доме?

7. Ребенок может уметь подбирать противоположные слова:  стакан полный - стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, чай холодный – чай горячий и т.д.

9. Ребенок может уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д.

10. Ребенок может уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.

     Развитие речи

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:

1. Ребенок может использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители.

2. Ребенок может понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки - лапы, ногти - когти, волосы - шерсть).

3. Ребенок может уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок - цветы, девочка - девочки).

4. Ребенок может уметь находить предмет по описанию (яблоко - круглое, сладкое, желтое). Уметь  самостоятельно составлять описание предмета.

5. Ребенок может понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).

6. Ребенок может знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.

7. Ребенок может уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.

8. Ребенок может уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.

9. Ребенок может называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет.

10.  Ребенок может уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий:  Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?

      Окружающий мир

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:

1. Ребенок может уметь различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.

2. Ребенок может знать названия насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает)

3. Ребенок может знать всех домашних животных и их детенышей.

4. Ребенок может уметь угадывать по картинкам времена года. Знать приметы каждого из них.

      Изобразительная деятельность

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:

1.Ребёнок может уметь рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображения одних и тех же предметов  (цыплята гуляют по траве) и добавляя к ним другие предметы (солнышко, облака и.т.д.)

2. Ребенок может уметь точно проводить линии, не отрывая карандаш от бумаги.

3.Ребенок может уметь обводить и закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии в одном направлении (сверху вниз или слева направо), ритмично наносить  мазки, штрихи по все форме, не выходя за пределы контура.

4.Ребёнок может уметь правильно передавать расположение частей  при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и т.д.) и соотносить их по величине.

5. Ребёнок может уметь отделять часть от целого куска пластилина, сплющивать, и оттягивать отдельные детали, создавая изображения знакомых предметов.

6. Ребёнок может уметь сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета и украшает его с помощью стеки.

7. Ребёнок может уметь аккуратно выполнять аппликацию, разрезать ножницами полоску по прямой; вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника  путём скругления углов.

 

 

 

    Вам как его родителям важно:

v  Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.

v  По возможности вместо запретов предлагать альтернативы, формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу.

v  Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.

v   Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива.

v  Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами.

v  Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество.

v  Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития.

v  Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее.

v  Быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребенком любые события и явления, которые его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов.

       

 Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

 

К 6 годам ребенок должен:




МАТЕМАТИКА


-
 уметь считать в пределах 10 
(в прямом и обратном порядке);
- находить в числовом ряду 
недостающие цифры;
- правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;
- сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, устанавливать, какое 
число больше другого;
- уравнивать неровное число предметов двумя способами;
- сравнивать до 10 предметов различной величины, размещая их в ряд в 
порядке возрастания длины, ширины, высоты, и понимать соотношение 
между ними;
- измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с 
помощью условной меры (линейки).
- различать форму предметов; знать объемные геометрические фигуры 
(куб, конус, цилиндр, тор) и их составляющие – угол, вершина, сторона;
- выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, 
к другим предметам;
- ориентироваться на листе бумаги (2 клетки вправо, 4 вниз и т.д.)
- моделировать геометрические фигуры (составлять из нескольких 
треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких 
квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга —
круг, из четырех отрезков— четырехугольник, из двух коротких 
отрезков — один длинный и т.д.);

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

правильно произносить все звуки !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!- 
употреблять в речи сложные предложения (с союзами «чтобы», 
«потому что», «для того, чтобы» и т.д.);
- пользоваться прямой и косвенной речью;
- поддерживать непринужденную беседу!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
- составлять небольшие рассказы о предмете, картине, 
по теме, предложенной взрослым, по серии связных картинок;
- уметь последовательно и выразительно пересказывать 
небольшие литературные произведения!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
- уметь определять место нужного звука в слове.


                                                          ОКРУЖАЮЩИЙ МИР



- знать свое имя и фамилию, 
имя и отчество своих родителей, 
свой домашний адрес, название 
своего города (села), название профессий, объяснять, чем 
занимаются люди этих профессий;


- называть группы предметов обобщающим словом;
- знать основные правила дорожного движения;
- знать последовательность времен года, частей суток;
- различать и называть деревья, кустарники по коре, листьям, 
плодам;
- знать несколько зимующих, перелетных птиц, распознавать 
их по окраске, размерам;
- знать о сезонных изменениях в природе.


ВНИМАНИЕ


выполнять задание, не отвлекаясь около 15 минут;

- находить 5-6 отличий между предметами;
- удерживать в поле зрения 8-10 предметов;
- выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;
- копировать в точности узор или движение;
- уметь находить одинаковые предметы.


ПАМЯТЬ

уметь запоминать не менее 7-8 предложенных предметов
 или названных слов;
- уметь запоминать и рассказывать стихотворения, потешки, 
загадки;
- пересказывать близко к тексту рассказы или сказки;
- запоминать и повторять фразы, состоящие из 7-8 слов;
- рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки;
- рассказывать о событиях своей жизни, вспоминая подробности.


МЫШЛЕНИЕ- классифицировать предметы по 
определенным признакам;

находить предмет в группах, не подходящий к общим 
признакам;
- уметь выстраивать последовательность событий и составлять 
связный рассказ по картинкам;
- решать простые логические задачи;
- выстраивать логический ряд из фигур;
- подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая 
их между собой по смыслу.


МЕЛКАЯ МОТОРИКА

свободно владеть карандашом и кистью при разных 
приемах рисования;
- изображать в рисунках несколько предметов, объединяя 
их единым содержанием;
- штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры;
- ориентироваться в тетради в клетку или в линию;
- передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, 
расположение частей;
- уметь копировать простейшие рисунки.
- вырезать ножницами сложные фигуры, симметричные, из 
бумаги, сложенной вдвое;

КОНСТРУИРОВАНИЕ


определять, какие детали 
более всего подходят для постройки,
 как их целесообразнее скомбинировать;
- создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку, 
схеме и словесной инструкции.

К 5 годам ребенок должен уметь:



Внимание

Выполнять задания, не отвлекаясь, около 15 минут.
Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
Копировать в точности узор или движение.
Легко играть в игры на внимательность и быстроту реакции. Например, называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал название игрушки – хлопнуть в ладоши; если услышал название школьных принадлежностей – сложить руки на столе; если услышал название предмета для спорта – положил руки на плечи и т.п. Или так: если услышал слово, на конце которого звук «а», – подними руку и т.д.



Математика

Цифры 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; знаки «+», «-», «=»,
Как составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
Как пользоваться арифметическими знаками действий.
Как разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.
Состав чисел первого десятка ( 5 - это 3 и 2; 5 - это 4 и 1)
Прямой и обратный порядок числового ряда.
Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
Название текущего месяца, последовательность дней недели.


Память

Запоминать 8-10 картинок.
Запоминать считалочки и скороговорки.
Запоминать фразы (например: «Юля и Оля рисуют цветными карандашами»; «Осенью часто идет дождь»; «Лена играла мячом, кубиками, юлой, куклой и мишкой»).
Рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.
Повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
Закончить предложение: «Если стол выше стула, то стул…», «Если два больше одного, то один…», «Если река глубже ручья, то ручей…» и т. д.
Находить лишнее слово среди группы слов, например: «Василий, Федор, Семен, Иванов, Евгений», «Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога», «Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный».
Отвечать на замысловатые вопросы, например: «Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 2 килограмма. Сколько будет весить гусь, если встанет на две ноги?» – и т. д.
Определять последовательность событий (что сначала, что потом)

Мышление
Находить и объяснять несоответствия на рисунках.
Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.
Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
Сложить из конструктора по образцу любую фигуру.
Сложить из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т. д.).
Вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги.
Выполнять аппликации на бумаге, как самостоятельно, так и по образцу.
Складывать пазлы без посторонней помощи.


Мелкая моторика
Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
Располагать изображение на всем листе или в заданных пределах: на одной линии, на широкой полосе.
Штриховать рисунки, не выходя за их контуры.
Аккуратно раскрашивать сложные рисунки.
Ориентироваться в тетради в клетку или в линейку (над, под, слева, справа)


Развитие речи

Строить сложные предложения разных видов. Например, составлять
предложения из предложенных слов: рисунок, девочка, рисовать, красками; ребята, горка, санки, кататься, с, на и т. д.
Быстро образовывать новые словосочетания. Например: шапка из меха | меховая шапка и т.д.
Объяснять содержание пословиц. Например, пословицу: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
Составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок, из жизни.
Выразительно исполнять стихи, с разной интонации передавать строки, содержащие радость, восхищение, грусть и т. д.
Составлять предложения из 3-4 слов.
Составлять схему предложения.
Делить простые предложения на слова.
Делить слова на слоги (части).
Различать гласные и согласные буквы.
Определять, на какой слог падает ударение.
Определять на слух мягкость и твердость звука в словах.
Определять количество звуков и букв в слове.
Определять по интонации, какое предложение: повествовательное, восклицательное, вопросительное.


Окружающий мир
Называть свое имя и фамилию. Называть имя и фамилию своих родителей.
Знать название своего города (села). Знать название столицы Родины. Знать название нашей планеты.
Знать названия основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти профессии, какую приносят пользу людям.
Называть времена года, части суток, дни недели в их последовательности.
Называть весенние, летние, осенние и зимние месяцы.
Отличать хищных животных от травоядных.
Отличать перелетных птиц от зимующих.
Отличать садовые цветы от полевых.
Отличать деревья от кустарников.Называть все явления природы.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Поздравляем участников городского конкурса  "Открытка для мамы"